ИСТОРИЯ
К сожалению, здесь выложена лишь начальная часть истории группы (т.к. я печатаю текст собственноручно). Обновление раздела ожидается в ближайшее время.
Рок-энциклопедии датируют рождение группы "Мастер" осенью 1986 года, когда четверо музыкантов группы "Ария" - Алик Грановский, Андрей Большаков, Кирилл Покровский и Игорь Молчанов - объявили руководителю ансамбля Виктору Векштейну, что покидают его группу и создают свою собственную. На самом деле, как и положено, все началось гораздо раньше, 12 лет назад, а 12 лет, как утверждают астрологи, составляют целый жизненный цикл...
Дождливой осенью 1974 года 15-летний Алик Грановский проводил свои свободные вечера (а свободными были почти все вечера) дома у гитариста Сергея Потемкина, вместе с которым они пытались создать рок группу. Однако совместное музицирование, как правило, заканчивалось довольно прозаически. Потемкин поиграет на гитаре, потом подойдет к колонкам, сеточку потрогает и скажет грустно и мечтательно: "
Да, нужна аппаратура! Нужно много аппаратуры... " Да где же ее взять-то было в 1974 году?! Так и не удалось тогда создать группу, хотя в последствии поиграли вместе Алик и Сергей в нескольких составах, в том числе и профессиональных. А дружба эта юношеская в дальнейшем существенно повлияла на биографию группы "Мастер". Сергей Потемкин, разглядев в юном Грановском талантливого музыканта, на длительное время сделался его ангелом-хранителем, направляя путь своего друга в нужном направлении, сводя с нужными людьми и подыскивая нужных музыкантов даже ценой развала собственных проектов.
Андрей Большаков - другой лидер "Мастера" - в 1974 году поступил в Московский полиграфический институт. Одновременно он играл в группе "Шестое чувство", которая была создана еще во время учебы в московской средней школе №185. Группа, как тогда было принято, исполняла на танцах "фирменный" репертуар из произведений звезд английской рок-сцены - групп "T.Rex", "Creedence" и "Slade".
Девятиклассник Александр Елин, будущий автор текстов бессмертных хитов "Воля и разум", "Встань, страз преодолей", "Здесь куют металл", в 1974 году впервые попал на пластиночную "толкучку". Первой его добычей стал альбом "Survival" группы "Grand Funk Railroad", что на всю жизнь предопределило тягу Елина к тяжелому року.
Будущий звукорежиссер группы "Мастер" Андрей Лебедев по по прозвищу "Крустер" в 1974 году был принят в группу "Млечный путь" в котором в то время играли студенты МИЭМ Александр "Билл" Мирошников (клавиши), Сергей "Шеф" Попов (гитара, вокал), Павел Бабердин (бас, вокал) и будущий лидер группы "ДК" Сергей Жариков (барабаны). Андрея в группу привел Билл, который тогда ухаживал за его сестрой. Едва началась настоящая, "живая" музыка, Крустер "забил" на учебу в ПТУ и все время стал проводить со своими старшими друзьями - даже ходил с ними в институт, фактически прослушав институтский курс лекций по прикладной математике. Ему "сделали" студенческий билет, который Андрей показывал на институтской проходной, а на занятиях его представляли как нового студента, и все прошло. Крустеру же велели сидеть на лекциях с умным видом, что он и делал: сидел, волос у виска на палец накручивал, и терпеливо ждал, когда можно будет наконец пойти репетировать...
В мировой рок-музыке 1974 год являлся весьма примечательным. Будущий всемирный кризис хард-рока как массового музыкального жанра еще никак себя не проявлял, и 1974 год скорее можно было назвать временем расцвета тяжелой музыки, хотя все глобальные открытия жанра уже состоялись...
Американская группа "Grand Funk" записала пластинку "Shinin' on", и песня "Locomotion" с этой пластинки возглавила хит-парад США.
Британская группа "Slade" вошла в 1974 год с песней "Merry Xmas Everybody", поднявшейся до 1 места в национальном хит-параде, а уже в феврале закрепила свой успех попаданием логнплея "Old, New, Borrowed & Blue" на превое место в списке лучших альбомов Соединенного королевства.
Группа "Deep Purple" выпустила сразу два альбома - "Burn" и "Stormbringer", а голос Девида Ковердейла, звучащий на этих пластинках, стал путеводной нитью для многих советских групп тяжелого направления. Группа "Rush" записала в 1974 году дебютный альбом и отправилась в турне для го раскрутки.
В 1974 году группа "King Crimson" выпустила альбом "Red", после чего Роберт Фрипп распустил группу.
"
Это - мой самый любимый альбом, - говорит Алик Грановский, -
он до сих пор цепляет какие-то мои внутренние струнки".
"
А моим самым любимым альбомом тогда был "Larks Tongues In Aspic", - вспоминает Андрей Большаков. -
Я всегда любил необычное, я не любил "квадратное". Хотя парадокс в том, что я любил одну музыку, а играли мы совсем другое, например, "Slade", - куда ужпримитивнее и проще: два аккорда! Или "T.Rex": три акорда в лучшем случае..."
В 1975 году пути Грановского и Большакова едва не пересекались: они оба побывали на сейшене группы "Второе Дыхание", проходившем в физкультурном зале физико-математической школы №279, что расположилась неподалеку от ВДНХ, напротив кинотеатра "Космос". Зал был полон хиппи. На полу лежали физкультурные маты - на них валялся народ: кто-то курил, кто-то пытался заниматься любовью. Люди висели даже на шведских стенках, а на сцене "рубилась" группа "Второе Дыхание", исполнявшая пьесы из репертуара "Cream", Джими Хендрикса и Билли Кобхема. Но Грановский и Большаков не заметили друг друга, - это неважно, главное, что они оба там были и могли познакомиться. Но этого не произошло, видимо, создавать совместную группу было еще рано. Бывает такие странные дни, когда люди встречаются, но нечто не дает их биографиям пересечься.
В 1967 году Большаков вместе с приятелем из своей старой группы перебрался в ансамбль "Фламинго", состоявшей из венгерских студентов, обучавшихся в МГУ. Это был серьезный шаг вперед, потому что группа "Фламинго" регулярно выступала на студенческих сейшенах в различных московских вузах, а кроме того пыталась играть достаточно сложную музыку, в ее репертуаре была даже одна пьеса из репертуара "Emerson? Lake & Palmer", правда скорее популярная, чем сложная...
...В том же 1976 году Сергей Потемкин через своего друга Мишу Павлова познакомил Грановского с музыкантами группы "Млечный Путь". К этому времени музыканты первоначального состава уже закончили вуз и были распределены в различные НИИ и КБ, и работа поглотила их. Теперь "Млечный Путь" выступал в составе: Андрей Крустер (гитара, вокал), Павел Бабердин (гитара, вокал), Алик Грановский (бас), Сергей Потемкин (гитара), Сергей "Шелл" Шелудченко (барабаны). Сергей Жариков продолжал сочинять песни для группы, он тогда написал целый цикл жутких, леденящих кровь текстов, например "Голодная чума" или "Лучше смерти будет только смерть". Но вскоре "накрылась" репетиционная база "Млечного Пути" в ДК "Сетунь", в итоге группа распалась, и Грановский остался вдвоем с Крустером. Они еще когда познакомились, почувствовали себя братьями по духу, ведь им было по 18 лет и они оба любили выкручивать ручку громкости до отказа, чтобы было очень громко, очень конкретно и очень жестко.
Андрей и Алик сразу решили, что создадут новую группу, но так как репетировать было негде, они просто напевали песни, стуча по коленкам. Крустер пел за гитару и как бы играл на барабанах, а Грановский изображал бас и тоже играл на барабанах. Они репетировали каждую свободную минуту - и на работе, и дома. Исподволь шло дальнейшее сближение характеров: за два года подобных репетиций они стали понимать друг друга буквально с полуслова и полувзгляда, что очень сильно пригодилось позже, когда им все-таки удалось собрать свой ансамбль. Говорят, что так слаженно, как играли вместе Грановский и Крустер, тогда не играл никто...
В 1977 году Большаков играл в группе "Фаворит", исполнявшей исключительно произведения Элиса Купера. Там пел Валерий Третьяков, начавший свою музыкальную биографию еще в 1966 году, в группе "Авангард", на гитаре играл Александр Иншаков, на бас-гитаре - Владимир Черпанов, а за барабанами работал бивший музыкант ВИА "Веселые Ребята", чье имя историей утеряно. "Фаворит" полгода репетировал, но выступил лишь один раз, в какой-то школе на юго-западе столицы. Вскоре после этого Владимир Черепанов устроился на работу звукорежиссером в Театр Имени Ленинского комсомола и покинул группу. Замену ему так и не нашли, и в результате группа распалась...
Удивительно, но к 1977 году развалилось большинство тяжелых команд , задававших тон в музыке первой 70-х. Ритчи Блекмор ушел из"Deep Purple", следом за ним группу оставил Девид Ковердейл, после чего ансамбль распался окончательно. Тогда же и Оззи Осборн покинул "Black Sabbath". Девида Байрона уволили из "Uriah Heep" за беспробудное пьянство. После неудачи очередного альбома прекратила существование группа "Grand Funk Railroad". Вокалист группы "Led Zeppelin" Роберт План попал в автокатастрофу и у группы настала длительная пауза как в концертной, так и в студийной работе. У всех "стариков" по тем или иным причинам в 1977 году случилась пауза. Кроме того, 16 августа 1977 года в своем доме в Мемфисе умер король рок-н-ролла Элвис Пресли...
В 1978 году Грановский и Крустер предприняли попытку прорваться на профессиональную сцену. Захватив с собой барабанщика "Млечного Пути" Сергея Шелудченко и соло-гитариста Романа Амиридиса (в будущем - гитарист группы "СВ"), они отправились на прослушивание в саратовскую филармонию. Получасовая импровизация произвела сильное впечатление на руководителей филармонии, но так как у ребят еще не было ни репертуара, ни должного концертного опыта, руководители саратовской культуры предпочли им другой самодеятельный коллектив - студенческую группу Бари Алибасова "Интеграл". Граеовский и его товарищи вернулись из Саратова в Москву ни с чем, их первый профессиональный блин вышел в соответствии с пословицей - комом...
Покинув "Фаворит", Большаков не играл почти два года. Он тогда познакомился со своей будущей женой Ладой и все время, свободное от лекций и сдачи экзаменов проводил с ней. Даже гитару продал...
Но вот настал 1980 год, печально знаменитый смертями Джона Ленона, барабанщика "Led Zeppelin" Джона Бонема, вокалиста "AC/DC" Бона Скотта, французского шансонье Джо Дассена и русского барда Владимира Высоцкого. Но люди, посвященные в таинственный ход судьбы, сказал бы, что эти смерти жертвенные, они готовят приход новой эпохи...
В один осенний вечер 1980 года Александр Иншаков, с которым Большаков играл в "Фаворите", позвонил Андрею и пригласил его в свою групп "Карусель"... вокалистом. Это удивительно, но Большаков согласился! Андрею только что исполнилось 24 года, а это именно тот возраст, когда люди начинают делать себе имя, карьеру, начинают добиваться конкретного успеха. Какие-то пробы пера и поиски себя к этому возрасту уже проделаны, и человек уже представляет, кем хочет быть. В 1980 году Большаков как раз окончил полиграфический институт, получил диплом и был распределен на работу в типографию. Однако Андрей не собирался всю свою жизнь связывать с подобной деятельностью, он хотел быть музыкантом и потому принял первое же более или менее реальное предложение.
В группе Иншакова, сразу после прихода Большакова переименованной в "Коктейль", так же играли Андрей Бутузов (бас-гитара, ныне "Кроссроудз") и Андрей Шатуновский (барабаны), которого чуть позже сменил Павел Чиняков (экс-"Альянс"). Чуть позже к группе присоединился вокалист Сергей Перфилов, а Большаков стал вторым гитаристом, хотя по-прежнему пел часть программы, исполняя песни созданные им самим. Группа играла актуальную для для того времени смесь хард-рока и новой волны, много выступала и имела довольно устойчивую популярность среди любителей рока, а хит "Спартак - чемпион!" знала, похоже, вся страна, хотя по радио "Коктейль" не передавали и по телевизору не показывали...
Большую часть 1980 года Грановсктй и Крустер провели в поисках вокалиста. Однажды, кажется, в конце лета, Грановского занесло на базу группы "Волшебные Сумерки", в которой на гитаре играл Владимир Холстинин, на бас-гитаре - Виталий Дубинин, а пел Артур Беркут. Грановский послушал репетицию, после чего подошел к Артуру и позвал его в свою новую группу: "
Ты клево поешь, давай, если шочешь, будешь у нас работать! " Беркут неожиданно согласился: "
Да, я хочу, и я буду у вас вокалистом! " Они договорились созвониться в течении недели, однако примерно в то же время Артура позвали в "Афтограф" и он принял приглашение. "Автограф" являлся официальной группой, что делало повседневную жизнь музыкантов стабильной и обеспеченной, в то время как жизнь андеграундной команды представляла собой абсолютную неопределенность, когда музыканты не только не знали, что будет завтра, но и не ведали, чем закончится сегодняшний концерт: педут они после финального крещендо домой или в ближайшее отделение милиции (а оттуда - в тюрьму или в дурдом)?
Артур Беркутеще будет петь в группе Грановского, но произойдет это лишь 16 летспустя. А пока Грановский и Крустер, расстроенные отказом Артура, перебирали знакомых вокалистов, отсеивая их одного за другим. Кто-то абсолютно не подходил по музыкальным пристрастиям, кто-то пел слишком похоже на Ковердэйла, но так тогда пели многие, а нашим друзьям хотелось чего-то необычного. Вдруг раздался звонок в дверь, и в квартиру влетел запыхавшийся Сергей Шутов, известный андеграундный художник, и с порога сообщил, что накануне он слышал девченку, которая поет как Роберт Плант. "
Девчонка-вокалистка? Да нет, такого не может быть!" - с ходу отверг предложение Алик. "
А почему нет?! - не сдавался Шутов. -
женский вокал - это же необычно! " В конце концов, он убедил Грановского и Крустера подняться с дивана и послушать необычного кандидата. Звали ее Алеся Троянская. Она взяла гитару, спела несколько песен из репертуара "Led Zeppelin", и ее голос настолько очаровал компаньонов, что Грановский и Крустер предложили Троянской сотрудничество.
Новой группе дали имя "Смещение". Название придумал Грановский, вернее, не придумал, а вспомнил: так называлась первая школьная группа, в которой он играл. Первый концерт "Смещения" прошел в конце осени 1980 года в трамвайном депо на Таганке. Народ был просто ошарашен - такого в Москве еще не видели и не слышали.
"Тогда все играли хард-рок без каких либо вариаций, а мы не хотели играть, как все, поэтому нашей музыке было присуще смещение, - вспоминает Грановский. -
Мы играли не только тяжело, но и вели поиск в прогрессивном жанре. Мы не ограничивались рамками просто песни, в нашей музыке было очень много импровизации". Не менее серьезное отношение было к внешнему виду и шоу. Они не топтались на одном месте, как тогда было принято, а неустанно двигались по сцене. Одетая в желтый комбинезон Алеся то носилась по сцене, то садилась на шпагат, то извлекала из неоткуда огромный надувной молоток и лупила им по головам ближних зрителей. Андрей прозвал ее "Трактор Беларусь", потому что голос у нее был луженый, она не столько пела, сколько орала, у нее не существовало тональностей, вернее была одна собственная тональность, в которую музыканты почему-то попадали. Троянская пела про "голодную чуму", про "вторую первую любовь", про "дорогу в рай", про то, что "лучше смерти будет только смерть", а так же другие страшные и веселые песни.
Группа "Смещение" просуществовала недолго, всего полтора года сыграв за это время лишь десять концертов. Но вся эта прелюдия, все события, происходившие тогда с музыкантами, были необходимы для будущего выстрела. Записей "Смещения" не осталось, но один из их хитов - "Таран" - в последствии выйдет на альбоме "Лабиринт" группы "Мастер".
Группы "Коктейль" и " Смещение" были весьма популярны, их выступления проходили при полном зале, несмотря на то, что рок-концерты в те времена могли принести неприятности и музыкантам, и зрителям. Эти концерты не являлись официальными - с флаерами, афишами и объявлениями в газетах, как это принято сейчас. Это был настоящий андеграунд (русский аналог этого слова - подполье). Концерты заряжались по телефону: подпольные менеджеры звонили музыкантам и предлагали выступать, и музыканты соглашались. Билеты так же распространялись по телефону: устроители концерта обзванивали знакомых и сообщали, что приблизительно тогда-то состоится концерт, все нормально, сидите на телефоне и ждите, а когда будут "тикета" (от англ. ticket - билет), мы позвоним. Место для встречи зрителей тоже выбиралось из соображений конспирации, как правило, "стрелка" (так на рокерском слэнге обозначалось место и время встречи) назначалось в метро, за остановку до нужной станции. Когда собиралась вся заплонированная публика, руководитель давал команду грузиться в подошедший поезд и вез всех к месту концерта.