:: Новости :: История :: Дискография :: Фото :: Статьи :: Ссылки :: Форум :: Гостевая :: Люди ::


АЛИК ГРАНОВСКИЙ. БАС-ГИТАРНЫХ ДЕЛ МАСТЕР!

(ИНТЕРВЬЮ-УРОК)


    Можно смело сказать, не боясь показаться пафосным, Алик Грановский - это легенда отечественной рок-сцены: бас-гитарист, игравший в первой половине 80-х годов в группах "Смещение" и "Альфа", стоявший у истоков "Арии" и записавший с этим коллективом два его первых альбома, участвовавший, в качестве студийного музыканта, в записи множества различных проектов, наконец, на протяжении вот уже более 15 лет являющийся бессменным участником и идейным вдохновителем "Мастера"!
    Музыкант, начинавший свою деятельность ещё в далёкие советские времена, но до сих пор регулярно продолжающий радовать поклонников своими свежими работами и концертными выступлениями - такое встречается нечасто.
    Алик Грановский - самобытный бас-гитарист, в арсенале которого огромное количество самых различных приемов и подходов, обладатель своего индивидуального стиля игры и характерного звучания. По опросам многих музыкальных изданий он неоднократно признавался лучшим бас-гитаристом года. За плечами этого музыканта десятки лет практики, тысячи концертных выступлений и множество студийных работ.
    Совершенно неудивительно что у музыканта с таким "послужным списком" огромная армия почитателей, желающих узнать как можно больше о секретах его игры. И разумеется, рано или поздно должен был появиться материал, посвященный различным аспектам его бас-гитарного искусства...



    - Алик, давай начнем нашу беседу с традиционных вопросов. Расскажи, как и когда ты начал заниматься музыкой? Сразу ли ты стал играть на бас-гитаре или же сначала пробовал другие музыкальные инструменты? Каким был твой первый бас?

    - В детстве я начал играть на скрипке и на фортепиано в музыкальной школе. На бас-гитаре я стал играть в 13 лет. Мой первый инструмент был самодельный и без ладов.

    - Получается, твой бас-гитарный стаж более 30 лет! - срок немалый. А на начальном этапе занятий бас-гитарой влияние каких групп и бас-гитаристов ты испытывал?

    - "Grand Funk Railroad", "Uriah Heep", "Rush", "King Crimson", "S.B.B."("Silezium Blues Band" - польская группа, играющая в стиле progressive jazz rock), "Yes" и Stanley Clark. Музыка и техника бас-гитаристов этих групп и исполнителей, на начальном этапе моего развития как басиста, оказали на меня очень большое влияние.

    - Насколько важными ты считаешь занятия с записями ("съём"), разучивание и игру чужих песен?

    - Да, я считаю, что очень важно "снимать" басовые партии, для того чтобы понять принципы игры тех или иных исполнителей. Я в свое время много работал над изучением техники и подходов вышеперечисленных музыкантов.

    - А когда и как ты начал развивать свой индивидуальный стиль?

    - Я особо не задумывался над изобретением своего собственного стиля. Это получилось само собой. Единственное, что я делал - подолгу играл и экспериментировал. К примеру, в свое время я изобрел много технических приемов. Как ты понимаешь, в то время не было ни видео-магнитофонов, ни видео-учебников, где многие мои приемы, как я узнал позднее, имеют научные названия.

    - Свое первое басовое соло ты записал на альбоме "Арии" "С кем ты?". Как тебе пришла идея, включить в хэви-металлический альбом такую нетипичную для этого стиля пьесу? Кстати, в будущем, присутствие на альбомах "Мастера" подобных, как бы выпадающих из общего контекста, бас-гитарных соло стало твоей "визитной карточкой".

    - К моменту выхода альбома "С кем ты?" у меня в голове сложился ряд музыкальных произведений. И я, обладая полномочиями решать, что же будет звучать на альбоме, решил попробовать поместить одно из этих произведений в качестве басового соло. Ну, а в дальнейшем это вошло в традицию.

    - А как вообще получилось, что ты стал исполнять соло на басу?

    - До того, как начать играть рок-музыку, я некоторое время играл free jazz. Как ты понимаешь, это музыка импровизационная. Кое-что я, конечно же, взял из этого стиля. Также, повторюсь, я очень много занимался и экспериментировал. В рок-музыке, я считаю, бас-гитара имеет большое значение. Это не только аккомпанирующий инструмент, он также может играть и соло.

    - Ты совсем не используешь медиатор. В то же время в "тяжёлой" музыке скорость звукоизвлечения правой рукой очень важна. Во многих вещах требуется, что называется, "чесать" - стандартным звукоизвлечением это сыграть подчас невозможно. Какой выход в данной ситуации ты для себя нашёл?

    - В этой ситуации я использую все пальцы правой руки. Я разработал технику, позволяющую мне играть с атакой и очень быстро.

    - Очень интересно. Можешь рассказать поподробнее?

    - В основном, тремоло я играю тремя пальцами, начиная с третьего, в таком порядке (3-2-1-2). На каждую сильную долю я делаю небольшой акцент (ТА!-ту-ту-ту). Третий палец в данном случае работает как "рычаг". Плюс, для акцентировки, на сильную долю я делаю небольшой шлепок по струнам, подобно тому, как это делает Стив Харрис. И таким образом, в принципе, могу добиться любой скорости. Можно добавить мизинец, и чередовать пальцы в таком порядке (4-3-2-1), опять же, делая акцент на каждую сильную долю (ТА!-ту-ту-ту). В данном случае уже мизинец выполняет функцию "рычага".
    Вообще, я могу очень быстро играть и двумя пальцами (2-1). В "Арии" все песни были сыграны двумя пальцами, даже самые быстрые, такие как "Жизнь задаром" и "Икар". Да и в "Мастере" многие быстрые вещи, например "Кто кого?", я записывал двумя пальцами. Опять же, это становится возможным благодаря системе акцентов на сильные доли. Когда "включаешь" акцентировку - скорость увеличивается, когда играешь ровно - скорость уменьшается.
    Грубо говоря, акцент каждый раз идет "на правую сторону", - если играю двумя пальцами, делаю акцент средним, тремя пальцами - безымянным, четырьмя - мизинцем. Если бы я был левша, то вполне возможно, что делал бы акцент "на левую сторону". Но, поскольку я правша, мне удобно, когда при акценте работает эта мышца.

    - А на концертах ты играешь с мизинцем?

    - Конечно. Но, разумеется, не все, - с мизинцем я играю только какие-то определенные вещи. В зависимости от того, что мне нужно, я использую различное количество пальцев и различные способы звукоизвлечения.
    Вообще-то, я играю тремоло даже одним пальцем. В этом случае, я играю Up-Down (вверх-вниз), используя указательный палец подобно медиатору. Или же, совмещаю Up-Down с обычным звукоизвлечением, например (2-1/Up-1/Down), (3-2-1/Up-1/Down). Иногда играю триольное тремоло тремя пальцами (3-2-1) "по кругу", как, например, в пьесе "Память о...". В этом случае триоль, получаемая тремя пальцами, доводится до квартоли, при помощи атаки на каждую долю. Правой же рукой, я играю ближе к грифу (фактически, на самом грифе), без опоры на соседнюю струну, - я как бы поддеваю струну, выбрасывая пальцы вверх.
    За годы практики я наработал себе все эти системы и использую их, уже совершенно не задумываясь.

    - Однако, многие бас-гитаристы не чувствуют себя комфортно при игре тремя и уж тем более, четырьмя пальцами. И даже, если используют такие техники, не могут добиться ровного звучания. Расскажи, пожалуйста, как ты справляешься с этой проблемой?

    - "Фишка" в следующем. Все пальцы руки разной длины, и мизинец самый короткий из них. Но если подтягивать остальные пальцы до уровня мизинца, то можно свободно играть всеми пальцами правой руки.
    В то же время, моя система звукоизвлечения правой рукой построена на естественности, и никаких лишних правил, - типа "этот палец держи так, этот держи так", - у меня нет! Система очень проста. Кисть руки свободна. Все пальцы, в том числе и большой, рядом. Рука выполняет единую функцию. Я всего лишь немного подгибаю пальцы, они выравниваются по длине, и я могу работать любым из них. Большой палец либо лежит на струнах под кистью руки, либо я его совсем не фиксирую. Если я им опираюсь, то держу его близко к остальным пальцам, потому что, если между ними будет большое расстояние, играть будет не очень удобно. И вот почему: когда большой палец отведен далеко от остальных, мышцы руки сокращаются медленнее, когда же все пальцы рядом, мышцы сокращаются быстрее. В общем, это обыкновенная анатомия.
    Сейчас, в некоторых школах, советуют фиксировать большой палец сверху на датчике, или на нижней струне - так быстро не сыграешь, обязательно будет неровное звучание. Все пальцы должны быть рядом. Рука должна быть как одно целое. Она двигается совершенно свободно и играет в любом месте. Она не ограничена никакими дурацкими правилами. Моя правая рука переносится сюда, сюда, сюда - она, если можно так сказать, освобождена от всех предрассудков. Мое правило - играй так, как тебе удобно, главное - чтобы все звучало качественно и ровно!

    - Алик, не мог бы ты дать начинающим бас-гитаристам какие-то упражнения для развития звукоизвлечения правой рукой?

    - Да, конечно. Будем играть восьмыми (или шестнадцатыми) на открытых струнах:
    1. Начинаем со второго пальца и играем в таком порядке (2-1). Затем меняем порядок, и играем (1-2).
    2. Далее, играем одним вторым пальцем, и затем, одним первым.
    3. Потом, начинаем варьировать, например: (2-2-1-1), (1-1-2-2), (2-2-2-1-1-1), (1-1-1-2-2-2), (2-2-1-1-1), (1-1-2-2-2).
    4. Затем, соединяем (1-1-2-2-2-1-1-1-2-2), и т.д.
    Играйте каждое упражнение минут по десять. Они необходимы для того, чтобы пальцы правой руки развивались одинаково. Теперь вам надо просто развивать эту систему, и распространить эти упражнения на три и четыре пальца.

    - А как ты играешь ритмические фигуры типа "галоп" (восьмая - две шестнадцатые)?

    - Сейчас я играю "галоп" тремя пальцами: восьмая - первый палец, две шестнадцатых - третий и второй пальцы. Хотя раньше, я играл его очень быстро двумя пальцами. (2-2-1). Например, в композиции "Бивни черных скал" с первого альбома "Арии" я играл именно таким образом. Опять же, это становится возможным при помощи акцента и "рычага" на каждую сильную долю этой ритмической фигуры (ТАМ!(2) - ту(2) - ту(2)).

    - Расскажи про технику рейк.

    - Этот прием я использую уже очень давно. Рейковые "фишки", например, уже присутствуют в соло "Память о..." с альбома "Арии" 86-го года. Суть данного приема в следующем: подушечками пальцев правой руки я проволакиваю по струнам - делаю срыв. Фактически я совершаю одно непрерывное движение правой рукой, получая при этом множество нот. В зависимости от того, что мне нужно я использую различное количество пальцев правой руки и различное количество струн. Это, в принципе, техника а-ля фламенко.
    Кстати, если при рейке я играю подушечками пальцев снизу вверх, тоже самое я могу сыграть и сверху, только уже при помощи щелчков. В этом случае я отталкиваю пальцы от ладони правой руки, создавая "рычаг" и ударяя ногтями по нужным мне струнам.

    - Ты также используешь и слэповую технику.

    - Да. Как ты, наверное, успел уже заметить, приемов у меня множество. Что же касается слэповой техники, то ее я активно использую только в соло. Например, в концертном соло с альбома 97-го года, или в первой части соло "Никто не забыт, ничто не забыто" с альбома "Лабиринт".
    Из-за того, что я держу бас низко, для слэповой игры я разработал технику звукоизвлечения правой рукой, несколько отличающуюся от традиционной постановки. Моя рука почти прямая, кисть и предплечье на одной линии, и я вращаю кистью, совершая удары большим и делая подцепы средним пальцами правой руки.

    - Ты используешь классический, стандартный набор струн 045-105, и в то же время играешь с опущенным на тон строем, и вдобавок ко всему - с очень сильной атакой. Не возникают ли у тебя проблемы с чистотой исполнения? Многие, например, опустив строй, для сохранения "жёсткости ощущений" ставят комплект более толстых струн.

    - Для моего инструмента опущенный строй даже лучше, потому, что гриф тонкий. Таким образом, не возникает большого натяжения. Даже, если струны звенят по ладам, меня это не пугает.

    - А как вообще ты стал использовать "опущенный" строй? Ведь на первых альбомах "Мастера" гитары у вас настроены "правильно".

    - Строй был опущен на тон с альбома "Песни мертвых". Для музыки, которую мы играем это вполне традиционно. Например, для некоторых песен с нового альбома я, сохраняя строй трех верхних струн, перестраиваю четвертую, нижнюю струну ми (настроенную в ре) еще на тон ниже, получая таким образом низкую до.

    - Не было ли мысли просто перейти на пятиструнный инструмент?

    - Нет, мысли перейти на пяти-струнный бас не было, потому, что моя техника правой руки требует большого расстояния между струнами. Но это вовсе не означает, что я не владею пяти- или шестиструнными инструментами.

    - Да, конечно, ведь твое соло "Time X" с альбома "Maniac Party" сыграно именно на пятиструнном басу. Причем в качестве "добавленной" струны ты используешь, в отличие от большинства бас-гитаристов, верхнюю струну си.

    - Да, я использовал пяти-струнный бас с верхней струной си. Так что, это басовое соло вполне можно сыграть и на обычной шестиструнной гитаре.

    - А сам ты играешь на шестиструнной гитаре?

    - Да, я умею играть и на обыкновенной гитаре.

    - Алик, расскажи, пожалуйста, про "эволюцию" своих бас-гитар, и о том, какие из них ты использовал на записях "Арии" и "Мастера".

    - Альбомы "Арии": "Мания величия" я записывал на "самопальном" басу Fender Precision с басовым датчиком Di Marzio, альбом 86-го года "С кем ты?" на Rickenbaker.
    Альбомы "Мастера": Первый одноименный виниловый альбом писался на Yamaha Pulsar Bass, "С петлей на шее" на Washburn, альбомы "Talk Of The Devil" и "Maniac Party" я записывал на бас-гитаре Warwick Streamer Stage 1, а затем, переключился на Warwick Streamer Stage 2.
    Также, фрагментарно, на записях я использовал еще различные басы. Например, интро к песне "They Are Just Like Us" было сыграно на старом Jazz Bass.
    В последнее время, для наших анплагтовых концертов я использую аккустическую бас-гитару Washburn. Ничего сольного "вверху" на ней, конечно же, не сыграешь, гриф заканчивается уже в районе 12-го лада, но для аккустического аккомпанемента этот инструмент хорош.

    - А какие вещи вы играете в аккустике?

    - Практически все песни, в которых есть гармония, мы переаранжировали для аккустической программы. Разумеется, "навороченные", риффовые композиции мы не играем.

    - Интересно узнать про твой подход к написанию песен. Ты приносишь в группу уже готовую "от и до" идею композиции с вокальной темой или же только задумки (риффы, темы), из которых вы сообща что-то делаете?

    - Как правило, у меня все уже готово. Но остальные музыканты могут добавлять что-то от себя в своих партиях. Также они могут предлагать композиции, если они вписываются в музыкальную концепцию группы.

    - Давай вернёмся к твоим басовым соло. Большинство бас-гитаристов обычно записывают соло, что называется, "в одно касание". Твой же подход к этому совсем другой: часто при записи соло ты используешь несколько различных бас-гитар, дублируешь партии на разных дорожках, ищешь различные звучания и т.д. То есть работаешь над соло как над полноценной композицией. Это интересно и необычно, мне кажется, что к записи соло ты подходишь, в чем-то, даже более скрупулезно, чем к записи песен?

    - Некоторые соло я писал на одной дорожке, такие так "Память о..." и "Time X". В "Romance" я использовал две бас-гитары: безладовую, в первой части и ладовую - во второй. В остальных соло действительно, было задействовано от трех до пяти дорожек. Так, например, во второй части соло "Никто не забыт, ничто не забыто" я делал наложение четырех бас-гитар. Две из них играют одинаковую партию на разных дорожках - получается естественный хорус, третья играет арпеджио аккордов, а четвертая, сверху, искусственные флажолеты. Вообще-то я к любой записи отношусь скрупулезно. Но поскольку в данном случае, я играю один как соло, так и аккомпанемент, то использую различные эффекты.

    - А как ты "нарулил" такой клёвый звук в "Амстердаме"? Вообще было бы интересно узнать об этой пьесе побольше.

    - Сначала была пьеса, а после нашей поездки в Амстердам я решил назвать ее под впечатлением от этого города. В основной части соло я использую аккордовую игру левой рукой, а подушечками пальцев правой руки, согнутыми вместе, постукиваю по струнам в середине грифа. Здесь такое ощущение, как будто играешь на балалайке - вверх-вниз, отбивая ритмическую фигуру на 6/8.
    Что касается звука, то никаких особых "фокусов" я не проделывал. Просто, сам Washburn так звучал, плюс "свежие" струны и хорус - никаких хитростей.

    - Большинство бас-гитаристов в "тяжелой" музыке, попросту дублируют партии ритм-гитары. Ты же, часто даже в риффах играешь свою линию. Насколько важным для исполнения таких "самостоятельных" партий ты считаешь знание гармонии и ладов?

    - Да, я считаю очень важным знание гармонии, ладов и владение разными гаммами. С их помощью музыкант сможет спокойно обыгрывать любые аккорды. Что касается меня, то что-то я играю вместе с гитарой, иногда использую интервалы. Когда звучат длинные гитарные аккорды, я их обыгрываю.

    - За пятнадцать лет состав "Мастера" менялся множество раз. Алик, расскажи, пожалуйста, как происходили все эти "перестановки", как ты переживал подобные ситуации? И, какими, на твой взгляд, должны быть отношения внутри коллектива между его участниками?

    - Все перестановки в коллективе имели объективные причины, о которых я бы не хотел здесь рассказывать. Труднее всего было расстаться с Андреем Большаковым, так как он был моим музыкальным единомышленником и другом в течение многих лет. Так же трудно было расстаться с Мишей Серышевым. Все годы мне с ним было очень легко как в творческом, так и в человеческом плане.
    Вообще я считаю, что необходимо, чтобы участники группы были, в первую очередь, музыкальными единомышленниками. Они также должны доверять своему лидеру. Конечно, идеально, когда музыканты совпадают еще и по человеческим качествам.

    - Изначально "Мастер" был двухгитарной группой, однако, после выхода альбома "Maniac Party" ты работаешь с одним гитаристом. Почему?

    - Это связано с тем, что мне стало намного легче и интересней играть, когда я перестал зависеть от ритм-гитары.

    - Какие требования ты предъявляешь к барабанщику, и какой, на твой взгляд, должна быть ритм-секция "тяжелой" команды?

    - В первую очередь, барабанщик должен иметь идеальное звукоизвлечение, а также чувство ритма. Он должен владеть самыми различными стилями, от джаза до рока. Партия басового барабана должна подчеркивать сильные доли бас-гитары.

    - Для альбома "Мастер - классика" вы переписали некоторые старые хиты в новых аранжировках. Не было ли боязни, что фэны не примут эти новые варианты? Столько лет на слуху классические "исходные" записи, и вдруг, эти нововведения...

    - Никакой боязни не было. Я даже об этом не думал. Наоборот, захотелось, чтобы эти песни имели более современное звучание. На концертах мы играем их в новом варианте, и пока еще никто не жаловался.

    - Расскажи про используемые тобой эффекты.

    - В свое время я перепробовал множество самых различных "примочек". В результате, единственное, чем я сейчас занят - поиском хорошего драйва. У меня есть, в принципе, неплохой Drive GT2 Sans Amp Tech 21 NYC. Он гитарный, но в нем есть несколько пресетов для баса - один из них я использую. Мне очень нравится звучание как у Криса Сквайра из "Yes" или Джона Уетона из "U.K.". Я чуть-чуть удрайвиваю звук, чтобы он, с одной стороны, был и метальный, а с другой, чтобы не резал середину. Потому что середина для бас-гитары очень важна, особенно для мелкой техники, - такая "правильная", "надутая" низкая середина. Как правило, если ее нет в инструменте или аппарате, то бас-гитара в коллективе "отсутствует" - просто идет фон, но что конкретно басист играет, непонятно.

    - А твое отношение к процессорам?

    - Процессор я не использую вообще. Некоторое время я им пользовался, - у меня был 16-ти битный Korg A4, - но в результате, я бросил это дело. Может быть, сейчас выйдут какие-то новые 24-х битные процессоры, я их послушаю и, вполне возможно, что-то себе подберу.

    - Каковы сейчас твои подходы к работе в студии?

    - Я постоянно экспериментирую. Это длительный процесс, и всего не расскажешь. Единственное, что могу сейчас сказать, это то, что я использую аппарат Ampeg и смешиваю сигнал с линии и микрофона.

    - Пару лет назад ты сообщил о том, что собираешься записать сольный альбом, - " ...в котором будет синтез рока, фанка, хэви и, конечно же, много бас-гитары...". Как сейчас обстоят дела в этой области?

    - Инструментал уже записан и сведен. Сейчас Маргарита Пушкина работает над текстами, два уже написано. И остается записать вокал.

    - Кто исполнит вокальные партии?

    - Я планирую задействовать несколько вокалистов. Думаю, Миша Серышев споет, Лекс - наш новый вокалист. Валера Кипелов, если согласится, тоже споет. Может Артур Беркут...

    - Сколько композиций будет в "сольнике"?

    - Четыре вокальных, две инструментальных, плюс, различные записи с концертов. Может, войдет запись с юбилейного концерта "15-тилетие Мастера", где я "валяю дурака" с примочкой.
    Кстати, на альбоме будет присутствовать одна кавер-версия - инструменталка "YYZ" с альбома 81-го года "Mooving Pictures" группы "Rush". Это одна из моих самых любимых вещей, а альбом "Rush" вообще самый любимый.

    - А любимый альбом "Мастера" у тебя есть?

    - Да. Альбом "Maniac Party", из-за того, что в нем присутствует очень много от "прогрессивной" музыки, мне наиболее близок. Я вообще люблю "прогрессив", мне нравится "Yes", "Rush", "Dream Theatre" - музыка такого плана. В то же время, я, конечно, не могу сказать, что альбом "Maniac Party" мне нравится настолько, что другие не нравятся совсем.

    - А когда фэнам ждать нового "Мастера"?

    - Как раз в настоящий момент идет работа над новым альбомом группы. Хотелось бы, чтобы он вышел весной. Будем надеяться.

    - Каким он будет?

    - Сложно сказать... Альбом будет мелодичным, ритмичным и техничным. По музыке, скорее, ближе к двум первым альбомам "Мастера". Но по звучанию, именно по звучанию, а не по содержанию, он будет ближе к альтернативу. Звучание будет более современным.

Автор: Сергей Хлебников
Статья взята с BassBoomBang

..:: © by Sever ::..
Сайт создан в системе uCoz